BLU RAY + 3D



Экспонаты январской выставки CES 2009 дали нам полное представление о новом поколении видеотехнологий, разработкой которых занимались многие мировые лидеры по производству бытовой и компьютерной техники. Речь о технологиях показа 3D.


Так, компания NVIDIA представила комплект GeForce 3D Vision, позволяющих с помощью специальных очков играть в реалистичные 3D игры и просматривать 3D фильмы на экране монитора или телевизора.
Мне впервые удалось опробовать NVIDIA GeForce 3D Vision задолго до официального январского анонса технологии, поскольку впервые система была продемонстрирована ещё в сентябре на конференции NVISION08.

Однако в рамках CES анонсом компьютерной 3D технологии от NVIDIA дело не ограничилось. Сразу четыре производителя телевизоров — Samsung, Sony, LG и Panasonic, представили свои новейшие разработки в области, которую нынче по аналогии с HDTV всё чаще называют 3DTV – 3-мерное ТВ.

Очевидцы презентаций говорят об ошеломляющем эффекте от просмотра HD видео на экране крупного 3D телевизора. Полагаю, такие впечатления памятны всем, кто хоть раз посещал 3-мерный кинотеатр. И вот, похоже, технологии 3D видео созрели до появления в наших гостиных.
3-мерные телевизоры, кстати упомянуть, уже поступают в розницу в некоторых странах мира. Из производителей, уже начавших розничные продажи ТВ с поддержкой режима 3D, можно упомянуть Mitsubishi, Phillips, Samsung и Sharp, ряд других компаний заявил о планах начала продаж 3DTV с конца 2009 года – начала 2010.

Свою 3D технологию в рамках CES 2009 также представила Sony. Пока что компания не говорит ничего конкретного о сроках коммерциализации своей разработки, хотя, судя по контенту, под который на CES 2009 демонстрировалась технология 3D компании – например, игра Gran Turismo Prologue на PS3, вполне может статься, что продвижение своих 3D разработок компания Sony начнёт по традиции сразу по нескольким фронтам.

Одним из инициаторов скорейшей стандартизации и перехода к массовому использованию 3DTV выступает компания Panasonic. По мнению представителей компании, вполне реально закончить разработку стандарта в 2009 году и приступить к массовому выпуску продукции уже в 2010 году. Для этого понадобится всего лишь переработать схемотехнику современных Blu-ray чипов с целью декодирования H.264 с поддержкой нескольких углов зрения и обновить прошивки у ряда уже выпускаемого оборудования.

Однако оптимизм Panasonic поддерживают далеко не все. С учётом нынешнего торможения рынка и сложностей, связанных с переходом ориентировочно в 2010 году на поддержку Blu-ray 2.0, многие аналитики сходятся во мнении, что если стандарт 3D видео и будет разработан в ближайшем будущем, то скорее всего не ранее 2011. И даже к 2011 году не факт что все «киты» индустрии сойдутся в едином порыве с разработкой единого стандарта. Вспоминая предыдущие «войны стандартов» – давешний Betacam vs VHS и совсем свежий пример с Blu-Ray vs HD-DVD, нет никакой уверенности в том, что компании смогут сразу договориться об общей стандартизированной платформе.

Основная проблема здесь – в множестве различных методов получения стереоскопического изображения. Сейчас продвигаются две ключевые методики с применением очков. Первый метод – с использованием очков с поляризационным напылением. Главный плюс метода – «пассивные» недорогие очки без всякой электроники, главный минус – необходимость 3DTV или 3D монитора с двойным разрешением, поскольку оба изображения показываются одновременно. Второй метод – чередование кадров с высокой частотой смены кадра (60 Гц в ЖК мониторах и ТВ, 120 Гц в новых 3D моделях, при этом 60 кадров в секунду показывается для правого глаза и 60 кадров для левого), типичный для многих современных 3DTV и 3D мониторов.

Лично я вполне готов смириться с необходимостью одевать очки для просмотра 3D передач. По крайней мере, 3D телевизоры с очками в любом раскладе будут стоить на порядки меньше чем 3D голографические телевизоры. Есть, правда, интересные «безочковые» разработки, например, технология Phillips WOWvx, тонкоплёночная технология 3M и разработка Toshiba. Однако разговоров о принятии этих разработок в качестве стандарта пока не слышно.

И наконец, два самых животрепещущих вопроса – цена и доступность 3-мерного контента. Ценовой вопрос, по мнению многих аналитиков, вряд ли станет серьёзной помехой на пути внедрения 3-мерного телевидения. К примеру, продающиеся сейчас 3-мерные телевизоры Samsung и Mitsubishi обходятся покупателям в $1000 — $2800, что сравнимо с ценами на модели без поддержки стерео с аналогичными диагоналями.

Гораздо сложнее с 3-мерным контентом. Откуда взяться интересному 3-мерному видео? Доступных 3D видеокамер пока не обещал ни один производитель. Это раз. Телестудии и киностудии, конечно же, занимаются выпуском 3-мерных фильмов, но о массовости пока говорить вряд ли приходится. Это два. Что прикажете делать заядлым киноманам, которые совсем недавно с сожалением распрощались со своими с трудом собранными коллекциями на кассетах VHS, сейчас с сомнением подумывают куда девать коллекции на DVD в преддверии массового Blu-ray. Это три.


Понравиласть страничка? Поделитесь ей с друзьями в социальных сетях.
Нравится

ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ?
ПОДПИШИСЬ на обновления сайта по электронной почте:

Получай всё по почте
Введите Ваш E-mail:



Сабмит в закладки